Периодичность проведения СОУТ

Периодичность проведения СОУТ

Условия труда на рабочем месте – это ряд параметров, которые прямо или опосредованно оказывают влияние на здоровье человека. К ним, в числе прочих, относятся уровень освещенности, шума, запыленности или загазованности рабочего места, физическая или эмоциональная напряженность труда, эстетика и т.д.

Насколько безопасны или, напротив, вредны условия труда определяется в ходе проведения специальной оценки условий труда. Её задача – выявить главные факторы влияния и оценить каждый из них, определить, насколько условия труда опасны для человека, и как нивелировать их воздействие.

Что вы узнаете в этой статье

Законодательная база

Ст. 216.1 ТК РФ гарантирует право каждого работника на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также на гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда. Обязанность работодателя – обеспечить реализацию этого права, для чего, в частности, проводится специальная оценка условий труда (СОУТ). Основным законом, регулирующим СОУТ, является Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Закон №426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ВОПФ) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Указанный закон устанавливает порядок проведения СОУТ, определяет основные требования к организациям, проводящим СОУТ. Одним из его положений, которое хотелось бы выделить особо, является независимость организаций и экспертов, проводящих СОУТ. Реализация положений ст. 22 прямо направлена на соблюдение прав работника и гарантирует, что привлекаемая для спецоценки организация и (или) эксперт никаким образом не связаны с предприятием или его учредителями, а, следовательно, будут беспристрастны в своих оценках и суждениях.

Отметим, что проведение СОУТ отдельных категорий работников, например госслужащих, регулируется и другими законодательными актами, их перечень определен Постановлением Правительства РФ от 14.10.2022 г. №1830.

На законодательном уровне утверждается также и Методика проведения СОУТ.

Периодичность проведения СОУТ

Спецоценка проводится на плановой и внеплановой основе.

Закон определяет, что на плановой основе проводится только повторная СОУТ, ее периодичность – один раз в 5 лет. Однако есть исключение:

Во всех иных случаях СОУТ проводится на внеплановой основе. Впервые внеплановая СОУТ проводится при создании организации как таковой либо создании новых рабочих мест в уже действующей организации. Есть ряд исключений, когда спецоценка не проводится в принципе, в частности – для дистанционщиков. Такие случаи приведены в п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ.

Обратим внимание на такой существенный момент. Несмотря на то, что основные правила проведения СОУТ устанавливает Закон №426-ФЗ, отталкиваться изначально нужно от положений Трудового кодекса. Например, единственный учредитель является руководителем предприятия, он вступает в должность на основании своего решения, и трудовой договор с ним не заключается. Исходя из этого, СУОТ для него не проводится. Компании и ИП без сотрудников также попадают под это правило. Статья 17 Закона №426-ФЗ указывает и другие причины для внеплановых СОУТ.

Одна из самых распространенных проблем с внеплановой спецоценкой на предприятиях – нужно ли и в каких случаях проводить СОУТ при изменениях в штатном расписании. Рассмотрим такой пример.

На предприятии существует отдел технического контроля, в котором предусмотрены две должности – начальник ОТК и контролер ОТК. С течением времени принято решение об исключении сокращений (ОТК) в наименовании должностей:

С переименованием отдела и (или) должностей изменений в функциях работников не произошло, условия труда остались прежними. Следовательно, для проведения внеплановой СОУТ оснований нет.

Усложним задачу: в отделе добавляется должность лаборанта, а сам отдел становится отделом технического контроля и анализа:

Должность лаборанта является новой, потому внеплановая СОУТ проводится по умолчанию. Что изменится для «старых» работников?

Первый вариант. Если обязанности лаборанта ранее выполнялись контролерами, претерпели изменения их функции, нагрузка уменьшилась, а условия труда могли улучшиться: например, анализы с применением химических реактивов теперь будет проводить лаборант. Для начальника отдела введение еще одного подчиненного значительной роли не играет, по результатам оценки его функций может быть принято решение об отсутствии оснований для проведения внеплановой СОУТ. Следовательно, проводим внеплановую спецоценку для контролеров.

Второй вариант. Анализом отдел ранее не занимался. Здесь будет иметь место обратная ситуация, когда условия труда контролеров не изменились, а вот на начальника отдела ложится дополнительная нагрузка. Следовательно, проводим внеплановую СОУТ начальника отдела.

Таким образом, необходимо отталкиваться в первую очередь от изменений трудовой функции. Для их оценки предприятием создается комиссия, которая коллегиально, учитывая мнение самих работников, принимает решение: есть основания для проведения внеплановой СОУТ или нет. Процесс оформляется протоколом заседания комиссии и завершается изданием соответствующего приказа по предприятию.

Следует помнить, что переименование юридического лица требует проведения внеплановой спецоценки.

Есть и еще один, как правило, неучитываемый предприятиями случай проведения внеплановой спецоценки. Когда предприятие в целом меняет место нахождения, спецоценку проводят. А вот если «переезжает» в другое помещение только один отдел – нет. А ведь в этом случае могут измениться некоторые существенные факторы: освещение и уровень шума, температура воздуха и т.д., следовательно, в наличии основания для проведения внеплановой СОУТ.

Срок проведения внеплановой спецоценки устанавливает пункт 2 ст. 17 Закона №426-ФЗ. В течение года СОУТ должна быть проведена, если вводятся новые рабочие места, изменяется техпроцесс либо используемое оборудование. Во всех остальных случаях этот срок ограничен 6 месяцами.

Этапы проведения СОУТ

Определим основные этапы проведения спецоценки.

Первые три этапа являются подготовительными и, как правило, не занимают много времени. Важным моментом, на котором нужно заострить внимание, является выбор организации для проведения СОУТ – она должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым Законом №426-ФЗ. Выбор упрощается ведением Минтрудом единого реестра организаций, проводящих СОУТ: прежде чем заключать договор, предприятию нужно просто проверить, есть ли контрагент в реестре.

Определить подлежащие оценке в ходе проведения СОУТ ВОПФ, провести исследования, интерпретировать их результаты и вынести вердикт о соответствии условий труда нормативным требованиям (оформить отчет о проведении СОУТ) является задачей экспертной организации. На этих этапах у работодателя две задачи: создать все условия для проведения исследований и – не мешать.

Работник же имеет право знать, что будет делать эксперт, какие замеры проводить, и присутствовать при проведении исследований. Он имеет право вносить предложения, замечания и возражения и обращаться за разъяснениями. Эти права закрепляются ст. 5 Закона №426-ФЗ.

В результате оценки отдельных ВОПФ эксперт может сделать заключение о соответствии условий труда одному из четырех классов.

Третий класс, в свою очередь, имеет четыре подкласса, различающиеся степенью влияния выявленных ВОПФ на организм человека.

Подчеркнем, что с 1 марта 2022 года установлен прямой запрет на работу в опасных условиях труда (ст. 214.1 ТК РФ).

Этап утверждения и согласования результатов СОУТ – один из самых трудоемких в работе комиссии. По результатам спецоценки предприятие должно будет выработать дальнейшие шаги для обеспечения требуемых условий труда на рабочих местах. Именно эти результаты должны быть доведены до сведения работника, часто сопровождаемые объяснениями, как и почему были получены эти результаты, что будет предпринято в дальнейшем для снижения воздействия выявленных на рабочем месте ВОПФ, какие льготы получит работник и т.д.

На этом этапе отказ от подписания отчета не допускается. Член комиссии в случае своего несогласия имеет право письменно изложить особое мотивированное мнение, которое прикладывается к отчету (п. 2 ст. 15). Мнение работника должно быть уже указано экспертами непосредственно в отчете. После составления отчета, любые возражения работника относительно результатов спецоценки заявляются только в судебном порядке (ст. 26 Закона №426-ФЗ).

После утверждения отчета следует еще четыре шага.

С 4 августа 2023 г. в случае сохранения условий труда на рабочем месте Декларация является бессрочной.

Одновременно предприятие размещает утвержденный отчет на своём сайте.

Проверка результатов СОУТ

СОУТ – это не просто шаг, избавляющий предприятие от штрафа. На её основании должны предприниматься меры по уменьшению, а в лучшем случае – ликвидации воздействия на работника выявленных ВОПФ. То есть, предполагаются какие-то шаги, способные изменить класс условий труда.

Выявить изменения условий труда возможно только в процессе контрольных их проверок. Для этого на предприятиях, к примеру, проводятся процедуры производственного контроля. Обязанность проводить производственный контроль устанавливается, в первую очередь, Трудовым кодексом РФ в ст. 225 и Федеральным законом РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В рамках контрольных мероприятий могут проводиться, например, инструментальные или лабораторные испытания независимыми организациями. В результате могут быть получены данные об изменении условий труда в сравнении с установленными СОУТ.

Регулярность процедур производственного контроля определяется рядом параметров: отраслевая принадлежность предприятия, проведение профилактических мероприятий, отсутствие профзаболеваний, результаты лабораторных исследований и другие. Жесткие требования к периодичности контроля в общем случае не установлены. Принято считать нормальным ежегодный контроль, а при наличии здоровой производственной среды – один раз в два года. Для отдельных предприятий и отраслей, например, пищевых предприятий, периодичность устанавливается соответствующими регламентами.

Контрольная функция возлагается так же и на государственные органы. Так, например, ГИТ на основании ст. 213 ТК РФ и Приказа Минтруда России от 29.10.2021 №775н имеет право по заявлению работника, профсоюза, судебных органов и ряда других лиц проводить государственную экспертизу условий труда.

По итогам госэкспертизы составляется заключение, обязательное для всех участников СОУТ – работодателя и экспертной организации.

Заключение

Специальная оценка условий труда является, наряду с оценкой профессиональных рисков, базовым процессом системы управления охраной труда любого предприятия. В зависимости от её результатов могут назначаться: проведение медицинских осмотров, выдача молока и другие меры. Результаты СОУТ позволяют правильно начислять страховые взносы на пенсионное страхование и дополнительные выплаты работникам за работу в условиях ВОПФ.

Регулярное проведение спецоценки и контрольных мероприятий по ее результатам позволяют отслеживать происходящие изменения. Это, в свою очередь, дает возможность принимать превентивные меры по поддержанию благоприятных условий труда, своевременно устранять факторы риска, снижать или исключать воздействие вредных факторов.

Внимание со стороны предприятия к условиям труда сотрудников является свидетельством проведения активной политики социальной защиты, что способствует имиджевому росту компании.

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.

Сопровождение по охране труда

Комментарии

Комментариев пока нет. Почему бы вам не начать обсуждение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *