Инструктаж по правилам пожарной безопасности в школе

Инструктаж по правилам пожарной безопасности в школе

Вопрос соблюдения техники безопасности как в обычной жизни, так и в рабочей, всегда стоит остро. Еще более важным этот вопрос становится, когда речь идет о детях. Каждый родитель хочет быть уверен, что его ребенок находится в безопасности, пока он в школе, детском саду и секциях.

В данной статье мы разберем пожарную безопасность в школах, кто за нее отвечает, как обучают детей и сотрудников школы, какие бывают инструктажи, что делать, если ребенок боится участвовать в тренировках, а также ответим на популярные вопросы в области пожарной безопасности.

Что вы узнаете в этой статье

Начнем с целей и задач пожарной безопасности где бы то ни было. Основная цель пожарной профилактики — это минимизация риска возникновения возгорания и снижение ущерба пострадавшим (физического, эмоционального и финансового).

Задачи пожарной безопасности:

— Предотвратить (пожар, внештатную ситуацию, угрозы жизни);
— Сократить (любые потери);
— Ликвидировать (если ситуация произошла, обеспечить все возможные меры для ее скорейшего урегулирования).

Основной закон о пожарной безопасности един для всех областей, от вашего дома до любого образовательного учреждения или завода-гиганта. Это Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 08.08.2024) “О пожарной безопасности”. После него идут подзаконные акты, приказы МЧС России, СП, СНиП и другие нормативные акты. Для школ это:

Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 30.03.2023) “Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации”;
Приказ МЧС России от 12.03.2020 N 151 (ред. от 20.06.2023) “Об утверждении свода правил СП 2.13130 “Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты” (вместе с “СП 2.13130.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты”);
“ВППБ 13-01-94. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации” (введены в действие Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 N 736);
Приказ МЧС России от 10.01.2020 N 5 “Об утверждении свода правил “Блок начальных классов с дошкольным отделением в составе общеобразовательных организаций. Требования пожарной безопасности”.

Конечно, нельзя забывать и о внутренних нормативных актах, информационных письмах и других важных опорных документах.

Виды инструктажей в школе, кто их проводит, как оформляются, организация и проведение инструктажа

Для педагогического и вспомогательного персонала школы виды инструктажей ничем не отличаются от привычных нам.

Для учащихся проводят следующие инструктажи:

  1. Вводный инструктаж в начале учебного года;
  2. Первичный инструктаж по восьми направлениям (проводится в первые две недели после начала учебы).
  3. Повторный инструктаж по восьми направлениям (повторение первичного инструктажа, в первые две недели после начала третьей четверти).
  4. Внеплановый инструктаж (если произошел несчастный случай).
  5. Целевой инструктаж (проводят перед каникулами, в осенне-зимний период, на выездных экскурсиях).

Инструктажи в образовательных учреждениях проводит квалифицированный специалист, назначенный приказом директора, как и в любом другом объекте. Проведение инструктажей также регистрируется в журнале с указанием даты проведения (иногда и времени), ФИО слушателей, ФИО и должность инструктирующего, подпись. О проведении инструктажа составляется акт с итогами усвоения материала, замечаниями и предложениями.

Для эффективной организации и проведения инструктажа по пожарной безопасности в школе необходимо составить и утвердить план проведения инструктажей. Важно определить длительность каждого инструктажа, учитывая специфику школьных условий и потребности обучающихся. План должен включать важные аспекты пожарной безопасности, такие как правила поведения в случае пожара, использование средств пожаротушения и эвакуационные маршруты. Формат проведения инструктажей может быть разнообразным — от лекций и демонстраций до практических упражнений и тестирования знаний. Главное, чтобы план инструктажей был утвержден руководством школы и регулярно обновлялся с учетом изменяющихся обстоятельств и требований безопасности.

Рекомендуется проводить инструктажи в удобное время для всех сотрудников и учащихся, с учетом особенностей школьного расписания. Длительность инструктажа должна быть достаточной для освоения всех важных аспектов пожарной безопасности, но при этом не перегружать участников информацией, обычно это занимает около 30-40 минут. Важные аспекты включают в себя знание расположения пожарных выходов, использование средств пожаротушения и процедуры эвакуации.

Для более эффективного усвоения материала рекомендуется использовать наглядные пособия, тренинги и практические упражнения. Формат проведения инструктажа должен быть интерактивным и привлекать внимание аудитории, чтобы убедиться в полном понимании и усвоении безопасных действий в случае пожара.

Общие правила пожарной безопасности в образовательном учреждении

Важность поддержания порядка и предотвращения потенциальных опасностей в школе заключается в создании безопасной обучающей среды для учащихся и персонала. Регулярная проверка эвакуационных путей, хранение материалов согласно правилам, поддержание чистоты и порядка в помещениях – все это снижает риск возникновения пожара. Обучение учащихся правилам пожарной безопасности, а также участие персонала в учебных тренировках и учениях по эвакуации играют ключевую роль в предотвращении чрезвычайных ситуаций и минимизации ущерба в случае пожара. Поддержание порядка и соблюдение правил обеспечат безопасность и защиту каждого члена образовательного учреждения.

Немаловажную роль в соблюдении требований пожарной безопасности учащимися играют родители. Родители должны донести до ребенка, что нельзя играть с огнем, нельзя намеренно подвергать риску себя и окружающих, что любую помощь при возникновении внештатной ситуации нужно оказывать только в случае собственной безопасности и наличии сил и возможностей для оказания помощи.

В случае возникновения пожара в школе основными правилами поведения всех участников – учеников и персонала – являются следующие действия.

Во-первых, необходимо сохранять спокойствие и не паниковать, чтобы принимать решения осознанно. При обнаружении пожара — сразу же сообщить об этом взрослым или пожарным службам, нажав на кнопку сигнализации и выбежав на площадку. Запрещается паниковать и создавать беспорядок. Не следует пытаться потушить огонь самостоятельно, особенно если он быстро распространяется. Важно провести эвакуацию учащихся и персонала в соответствии с заранее продуманным планом безопасности. Не подходите близко к источнику огня и не вдыхайте дым, чтобы избежать отравления. Избегание запрещенных действий поможет минимизировать риски и обеспечить безопасную эвакуацию всех присутствующих. Помогайте другим, особенно младшим товарищам, и следуйте указаниям персонала. Запомните, что безопасность всех зависит от дисциплинированного и согласованного действия каждого.

При возникновении внештатной ситуации стоит без паники двигаться согласно путям эвакуации. Обычно в школах и других образовательных учреждениях проводят учения по эвакуации не реже двух раз в учебном году.

  • Если, находясь на уроках, Вы услышали сигнал тревоги, необходимо спокойно выйти из класса в сопровождении учителя, не разбегаться и не устраивать беспорядок, не поднимать шум.
  • Если учителя в классе не оказалась, следует выйти из класса и встать в строй к ближайшему эвакуирующемуся классу и двигаться в сторону пункта сбора. Оказавшись на пункте сбора, сообщите свои данные и номер класса учителю, который Вас сопровождал, он передаст всю необходимую информацию.
  • В случае, если Вы оказались вне класса, следует также присоединиться к ближайшему эвакуирующемуся классу или вспомнить, где располагается план эвакуации из школы, и следовать ему.
  • Возможно, Вы оказались в западне и не можете эвакуироваться самостоятельно. Тогда необходимо привлечь к себе внимание — громким звуком, стуком, криком. Не пытайтесь выпрыгивать из окна без помощи спасателей или самостоятельно эвакуироваться через зону горения. Сохраняйте спокойствие, примите все меры к недопущению огня и дыма в помещение, закройте дверь, заткните зазоры. Если Вы находитесь в сан. узле, включите воду и лягте на пол, дышите медленно и размеренно. Ни в коем случае не открывайте окна без приказа спасателей, для горения необходим кислород и его приток может усилить пламя.

Средства пожаротушения в школах

Средства первичного пожаротушения представляют собой: огнетушители, пожарные краны, пожарные щиты. Все эти инструменты должны находиться в зоне видимости и быть доступными к использованию. Огнетушители должны быть зафиксированы на полу или подвешены к стене.

Нельзя забывать рассказывать детям, что огнетушитель выглядит легким, но на самом деле имеет достаточный вес — чтобы дети не травмировались. Если в школе есть пожарные краны, также нужно учитывать, что при нормальном давлении в пожарном рукаве, которое составляет 3 атмосферы, 1 ребенок его не удержит. Все первичные средства тушения рассчитаны на применение их взрослыми людьми. Возможно, при проведении инструктажей, стоит предоставить детям возможность потрогать и изучить огнетушитель.

Оказание первой медицинской помощи при пожаре

Первое и самое важное правило оказания первой помощи — не навреди себе. Оказывать медицинскую помощь можно, если Вы не нуждаетесь в ней сами, и ее оказание не ставит под угрозу Вашу жизнь и здоровье.

Второе правило — не навреди пострадавшему. Оказывать необходимую медицинскую помощь можно при наличии уверенных навыков и знаний.

  • Что делать, если человек отравился угарным газом?

— Необходимо вынести пострадавшего на свежий воздух или попросить людей, столпившихся над пострадавшим, отступить. Расстегните его одежду, если дыхательные пути перекрыты, освободите их, следя, чтобы не запал язык, вызовите “Скорую помощь”.

—  Приведите пострадавшего в горизонтальное положение, под ноги подложите куртку или портфель, если есть необходимость, укройте его и дайте понюхать ватку с нашатырным спиртом. Если началась рвота, поверните ему голову в сторону, чтобы не дать задохнуться.

— При отсутствии у пострадавшего дыхания немедленно начинайте проводить искусственную вентиляцию легких, продолжая ее до прибытия врача. Чтобы не отравиться самому, вдох в рот или нос делайте через смоченную марлевую салфетку (носовой платок), а при пассивном выдохе пострадавшего отклоняйте свою голову в сторону, чтобы выдыхаемый газ не попал Вам в легкие.

  • Что делать при ожогах?

— Если на коже видно покраснение и ощущается боль, необходимо поместить руку под струю холодной воды.

— При обнаружении на коже пузырей, наложите давящую стерильную повязку, дайте пострадавшему больше питья, вызовите «Скорую помощь».

— При сильных ожогах укутайте пострадавшего в проглаженное полотенце или простынь, сверху накиньте одеяло, поите его как можно чаще и обязательно вызовите «Скорую помощь».

— Если произошёл ожог глаз, сделайте холодные примочки из чая, постарайтесь немедленно доставить пострадавшего в больницу.

При ожогах категорически запрещается следующее:

1. обрабатывать кожу спиртом или одеколоном — это вызовет сильное жжение и боль;

2. прокалывать образовавшиеся пузыри — они предохраняют рану от инфекции;

3. смазывать кожу жиром, зелёнкой, крепким раствором марганцовки, засыпать порошками — это затруднит дальнейшее лечение;

4. срывать прилипшие к месту ожога части одежды, прикасаться к нему руками — это приводит к проникновению инфекции;

5. разрешать пострадавшему самостоятельно двигаться — возможен шок;

6. поливать пузыри и обугленную кожу водой;

  • Что делать при переломах?

В случае перелома следует зафиксировать травмированную конечность, сделать лангет. Если сломана шея или позвоночник — человека нужно уложить на твердую ровную поверхность и ограничить его движения. После — вызовите «Скорую помощь».

Безопасность наших детей – это, в первую очередь, наша ответственность. Родители должны научить детей первым правилам личной безопасности и донести до них необходимость соблюдения этих правил. Пожарная безопасность в школе играет решающую роль в обеспечении безопасности учащихся и персонала. Внимание к этому аспекту жизни школы необходимо уделять с особой тщательностью, чтобы дети были в безопасности. Призыв к выполнению и участию в данном направлении жизни школы должен исходить не только от преподавательского состава, но и от родителей. Безопасность детей, рабочих, окружающих — это всегда личная ответственность каждого из нас, а потом — квалифицированных специалистов и вспомогательных инструментов.

Часто задаваемые вопросы

Как часто необходимо проводить инструктажи по пожарной безопасности?

Инструктажи по ПБ проводятся 1-2 раза в год, в случае необходимости их можно и нужно проводить чаще, регулярность их проведения можно регулировать внутренними нормативными актами, но не реже, чем установлено законодательством.

Какие документы необходимы для подтверждения проведения инструктажа?

Заполненный журнал регистрации инструктажей по ПБ, акт об итогах проведения тренировок и инструктажа.

Что делать, если ребенок боится участия в тренировочной эвакуации?

Необходимо выяснить, что именно в этом процессе вызывает у ребенка страх, расскажите ему подробно об этапах тренировочной эвакуации и для чего она необходима, ответьте на все сопутствующие вопросы ребенка. Дайте ребенку ощущение контроля над ситуацией, сместите фокус его внимания на себя: что он может сделать, чтобы эвакуация (тренировка) прошла лучше? Научите его справляться с проявлениями стресса и паники и не оставляйте вопросы ребенка без ответа.

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.

Аутсорсинг пожарной безопасности

1 комментарий

  1. Максим

    Добрый день!

    В статье “Инструктаж по правилам пожарной безопасности в школе” не указываете номера пунктов НТД на основании которых должны проводиться инструктажи с учащимися, очень “размытые” требования получается. Все требования должны подтверждаться пунктом НТД или статьей закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *